• Прочитано 1241 раз

Ребенок не говорит, что делать родителям?

Для взрослого человека речь представляется чем-то естественным, таким же, как дыхание. И мы порой забываем, как сами тяжело вставали на эту непроторенную дорожку - дорожку речи. Даже простейшие слова давались с трудом, язык поворачивался так неумело. Теперь, следя за своими детьми, мы настораживаемся, если ребенок долго (с нашей точки зрения) не хочет говорить. И начинаются звонки подругам и врачам: не разговаривает ребенок что делать? Куда вести, как лечить? Хотя, на деле, не знаем, действительно ли это болезнь, чтобы ее нужно было лечить.

Когда дети начинают говорить: немного фактов

Все дети развиваются по-разному, это знают все. Есть "быстрые на подъем", которые уже в год говорят предложениями, хотя это - большая редкость. Есть и молчуны, которые начинают активно общаться только к 4 годам и позже. Догмы здесь нет, но это не значит, что нужно все пускать на самотек: сам разговорится. Ребенку, в первую очередь, нужна мама, которая подтолкнет его к новым вершинам познания, а потом уже - врач. Кстати, именно медицинская статистика показывает, что более 4% детей имеют различные нарушение речи - задержку, логопедические проблемы и так далее. Ученый Ш. Бюллер в свое время провела исследования, изучая словарный запас детей, которым исполнилось 15 месяцев. Удивление было немалым, когда выяснилось, что самый «скудный» словарь испытуемого составил 4 словечка, когда самым большим оказался словарь в целых 232 слова. Вундеркинд? Возможно. Но суть заключается в том, что все "подопытные" были абсолютно нормальными детьми, без физических или психических отклонений.

Как развивается речь ребенка

Когда мы думаем, что делать, если ребенок не разговаривает, мы обычно сверяемся с многочисленными таблицами и, что еще хуже, форумами. Такие материалы, в которых ведущим мотивом становятся различные "а мой начал..." и "моя уже давно...", не могут быть надежным источником информации. Ученые определили, что в полтора года формируется первое активное слово (мама, дай и т.д.), к двум годам ребенок четко усваивает словосочетания, а в три уже строит предложение. Но не обязательно так происходит сплошь и рядом с каждым.

Как речь может развиваться

Вам стоит насторожиться и обследовать ребенка, если он к полутора годам уже говорит сложными предложениями. Возможно, это следствие слишком интенсивной информационной нагрузки. Но если малыш, напротив, упорно молчит, не паникуйте. Нужно знать, чего делать не надо: не надо заставлять его произносить слова, именно заставлять "через не могу" учить буквы и слова, заполнять учебным процессом большую часть суток. А теперь - о возможных причинах задержки в речевом развитии и о том, как с ними справляться.

1) Гендерные различия. Да, как ни странно, пол малыша тоже влияет на это умение. Девочки больше болтушки, мальчишки - чаще молчуны. Если у вас мальчик, возможно, он больше сосредоточен на делах, а не на общении. Обращаясь к ребенку, можно с легкостью понять, насколько хорошо он вас понимает (задавайте простые вопросы, играйте в игры на "опознание": угадай цвет, животное, форму, транспорт и прочие). Если хотите "расшевелить" ребенка, последите за ним ненавязчиво. Если много играется с грузовиками - расскажите ему о них, покажите, что они умеют делать, как можно играть. Ребёнок сам захочет расспросить побольше.

2) Дети домашние и дети "выходные". Даже если малыш хорошо развивается, он может плохо говорить просто потому, что он редко общается со сверстниками, так как вынужден целыми днями сидеть дома. Взрослый разговор - не всегда лучший помощник. Дети, находясь на одном уровне понимания мира, могут более доступно друг для друга его описывать. Найдите ребенку друзей!

3) Дефицит внимания. Нередко дети целыми днями сами предоставлены себе, ведь маме с папой нужно работать, а бабушке - хлопотать по хозяйству. А уж воспитатель и подавно не станет вести с ним душещипательные беседы. Нет практики - нет навыка. Даже когда вы заняты, говорите с ребенком постоянно: "сейчас я буду варить макароны, а сейчас - гладить тебе штанишки, после ужина мы пойдем гулять". Есть веселая игра, в которую можно играть даже с занятыми руками: "съедобное-несъедобное". Такая игра хороша на кухне, там она вполне тематична. А на прогулке можно играть в "в живое-неживое", в бассейне - в "морское-земное", и так далее.

4) Что же делать, если не разговаривает ребенок, у которого все нормально и в садике, и дома, если нет никаких объективных для этого причин? Возможны неврологические нарушения. С ними нужно обращаться к невропатологу, причем, лучше быть бдительными и идти к врачу при первых "звоночках": неумении строить простые фразы в 2-2,5 года. Это, чаще всего, лечится, но запускать процесс нельзя, так как каждые полгода промедления - это дополнительный игрок в команду болезни.

Чутко следите за своим малышом, регулярно проверяйтесь у терапевта и играйте с ним в языковые игры хотя бы по полчаса в день. Это - лучший способ развить речь и подготовить базу к обучению чтения и письма, с которыми малыш знакомится в 5-6 лет. Удачи!

Комментарии  

 
0 #1 Alina 27.11.2014 13:05
Пример из жизни. у меня девочка, сейчас почти 3 года. Общаемся с ней постоянно с первых дней. Поём, читаем и т.д. Заботы и внимания предостаточно (но не перебор). А говорить начала много с месяц назад. до того только звуками и жестами. Так что у каждого ребёнка всё по-своему, и невозможно тут какие-то общие правила придумать.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Back to top